добавить в избранное

Как компьютер стал учителем

Еще первое поколение (1948 – 19б0гг.) советских вычислительных машин (МЭСМ, БЭСМ, Урал и др.) использовали не только для сложных научных расчетов и проектирования, но и для создания первых программируемых средств обучения и тренажёров для подготовки космонавтов и военных лётчиков. При этом были случаи создания подобных тренажеров еще на аналоговых компьютерах, отличавшихся неограниченной скоростью расчётов параметров, но нестабильностью и низкой точностью.

Как компьютер стал учителемОсобую популярность использование автоматизированных обучающих систем (АОС) обрело в связи с развитием космонавтики, военной авиации, атомного подводного флота и атомной энергетики. Использовать подобные системы без специально подготовленного персонала просто не представлялось возможным.

В 1960-х гг. для решения подобных задач использовались вычислительные машины второго поколения, которые были созданы на полупроводниковых приборах: БЭСМ-2, Минск-22, Наири-2 и др. Если сравнивать их с предыдущим поколением, то в новых машинах была существенно повышена производительность, быстродействие и количество оперативной памяти. В конце 1960-х гг. жёсткий диск размером с колесо автобуса вмещал в себя целых 39 Мбайт.

Дальнейшую эволюцию автоматизированных обучающих систем компьютерные специалисты связывают с улучшением алгоритмов обучающих и контролирующих программ, разработкой более эффективных методик, ориентированных на автоматизированное обучение, новыми технологиями предъявления информации на устройствах проекционного типа – управляемых диапроекторах, которые содержали тысячи кадров-микрофиш (часто даже со звуковым сопровождением). К обучающим системам такого типа следует относить созданные в 1960-х гг. ЭВМ: «Экзаменатор МЭИ» и «Репетитор МЭИ», а также машины серии Атошюг (США) и МГШ (Франция). Данное поколение компьютеров уже умело перестраивать алгоритмы своей работы в зависимости от хода учебного процесса. Таковой была обучающая и контролирующая машина РЭМС (СССР – Болгария).

Одни из первых АОС в СССР на базе ЕС ЭВМ выпуска 1970-х гг.- системы СПОК-ЕС (1978 г.) и КОНТАКТ (1979 г.). Прототипом АОС СПОК-ЕС, которую создали ученые в Институте кибернетики АН Украины, была система COURSEWRITER-III (сделанная фирмой IBM).Как ПК стал учителем Впоследствии целая группа ученых со всей страны разработала новый компьютер СПОК-ВУЗ. Данные компьютерные системы включали в себя огромное количество обучающих и контролирующих программ по языкам программирования, операционной системе, инженерной графике и другим немаловажным областям знаний. Наконец ученым удалось воплотить в жизнь популярный ныне метод адаптации, когда управление последовательностью изучения курса, зависит от успехов учащегося.

Существует следующая классификация обучающих программ того времени:

Репетиторы, основной задачей которых являлась реализация ориентации в изучаемом предмете, получение пользователем новых знаний, а также возможность проработки и закрепления полученного материала. В конце урока ученику предлагалось задание. Полученный ответ он сверял с эталонным.

Экзаменаторы оценивали знания испытуемого в баллах. Каждому заданному вопросу соответствовало несколько вариантов ответа, а общая оценка выставлялась по сумме баллов. В самой простой форме экзаменатор используется и поныне, например при сдаче экзаменов на водительские права.

Тренажеры – самая сложная разновидность обучающих программ, имитаторы реальных устройств. Даже сейчас компьютерные тренажеры являются одними из самых сложных и дорогостоящих компьютеризированных систем. Если Вы не знаете, как устанавливать обучающие программы, просто вызовите нашего специалиста по ремонту компьютеров на дому.